Содержание
I
1.1.
1.2
1.3
1.4
II
2.1
2.2
2.3
2.4
Введение
Целевой раздел
Пояснительная записка. Цель и задачи просвещения родителей (законных
представителей) воспитанников ДОО
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников ДОО в процессе реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы
Этапы реализации Программы
Раздел. Механизмы реализации Программы
Направления и формы просвещения родителей (законных представителей)
воспитанников ДОО
Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников в 2025 –
2026 учебный год
Организация работы ДОО с семьями «Социального риска»
Условия реализации Программы
Приложение 1. Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей»
Приложение 2. Анкета по оценке уровня удовлетворенности качеством образования,
предоставляемого дошкольным образовательным учреждением
Приложение 3. Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок для
родителей воспитанников раннего и дошкольного возраста
Приложение 4. Литература для родителей детей раннего и дошкольного возраста
Приложение 5. Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России
является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в
новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и
развитию родительской компетентности, активном вовлечении родителей в деятельность органов
общественно-государственного управления образованием. Статьёй 44 Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» зафиксирована главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155) предполагает реализацию задачи по обеспечению психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Семья
и родители указаны как одни из основных субъектов реализации «Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года), «Концепции развития дополнительного
образования детей» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации №
1726-р от 04 сентября 2014 года) и иных стратегических документов государства. 29 мая 2017
года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 240 «О проведении в Российской
Федерации в 2018–2027 гг. Десятилетия детства».
Реализация данного Указа, безусловно, раскрывает новые задачи взаимодействия с
родителями, диалога семьи и образовательных организаций, вовлечения родителей в управление
образовательными организациями.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» заложены основы
Национального проекта «Образование». Достижение целей этого национального проекта
возможно только в результате консолидации всего общества, государственных и общественных
структур, а значит диалога семьи и образовательных организаций, эффективного вовлечения
родителей воспитанников в образовательную деятельность. Среди целевых показателей Указа
Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития
России до 2030 года» указано «создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Достижение этого
показателя невозможно представить без заинтересованного, конструктивного участия родителей
(законных представителей) в процессах обучения и воспитания детей. Просвещение родителей,
содействие формированию и развитию родительских компетенций призвано стать ключевым
направлением в развитии системы образования, формирования доверительных и компетентных
отношений семьи и образовательных организаций постановление правительства РФ №и 1195 от
01.07.2022 г. «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».
Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая
степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей.
Существенным негативным фактором является то, что сегодня активными родителями
являются люди, проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу
специфики общественно-политических событий того периода не получили
достаточного опыта семейного воспитания. Поэтому необходимы шаги, направленные на
развитие общих родительских компетенций, культуры родительства.
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной
системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между
институтом семьи и образовательной организацией. Организация такого процесса требует
глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций,
выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого
необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному
педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
со спецификой процесса его личностного становления и профессионального
самоопределения;
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического
просвещения.
Просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ
деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков,
ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ 2Об
образовании в РФ» и иными нормативными правовыми актами РФ (статья 2. П35 ФЗ РФ «Об
образовании).
Просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций,
семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с
использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Относится в том числе
деятельность по распространению знаний (опыта, рекомендаций) через социальные сети.
(Постановление правительства РФ от 01.07.2022 №1195)
Программа просветительской деятельности (далее программа) разработана для
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 56
«Лесная сказка» (далее ДОО или МАДОУ № 56) с целью повышения педагогического статуса
семей в воспитании ребенка. Программа направлена на активизацию родителей к совместной
работе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации воспитательной
функции понимается педагогами МАДОУ № 56 «Лесная сказка» как:
система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор
оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении
проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических
проблем, связанных с воспитанием детей;
процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей
достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Цель и задачи просвещения родителей (законных представителей) воспитанников
ДОО
ЦЕЛЬ: создание информационного социально - психологического пространства,
позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в
сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики,
повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.
ЗАДАЧИ:
познакомить родителей с основами педагогических, психологических и правовых
знаний;
обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольной образовательной
организации и семьи;
оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности;
профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи.
1.2.
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников в процессе реализации программы:
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь
несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные
(медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты;
практико-ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям,
должна быть практико-ориентированной, доступной для использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения
педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих
проблем воспитания детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов в жизнедеятельности).
1.3. Ожидаемые результаты.
Для родителей:
повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей;
активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
повышение степени участия родителей в воспитательно – образовательной
деятельности ДОО (в разработке и отборе программного материала);
повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях
группы и детского сада.
Для педагогов:
обобщение и распространение опыта работы с семьей;
умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных
форм и методов работы.
1.4. Этапы реализации программы.
Организация и проведение мероприятий по Программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный».
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации
программы (разработка плана деятельности с родителями (законными представителями)
воспитанников. На данном этапе:
подбор и изучение методической литературы по теме;
планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе
анкетирования;
разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на
актуальную тематику;
подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
определяются места проведения мероприятий;
продумывается техническое оснащение мероприятий;
изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно просветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной»
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический»
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных
мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа;
планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом
выявленных проблем и пожеланий участников.
II. Содержательный раздел программы
Направления и формы просвещения родителей (законных представителей)
воспитанников.
Реализация педагогами ДОО Программы основывается на сотрудничестве (общение на
равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать,
контролировать, оценивать); взаимодействие (организации совместной деятельности).
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание
работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное –
донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения
педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ ПОРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Информационно - аналитическое направление и формы взаимодействия
Цель: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об
общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об
отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психологопедагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление
индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного
учреждения, повышение эффективности образовательной работы с
детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Используется с целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления
Анкетирование
контакта с ее членами, для согласования воспитательных
воздействий на ребенка.
Метод сбора первичной информации, основанный на
непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном
(анкета) социально – психологическом взаимодействии
Опрос
исследователя и опрашиваемого. Источником информации в
данном случае служит словесное или письменное суждение
человека
Позволяют получить исследователю ту информацию, которая
заложена в словесных сообщениях опрашиваемых.
Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для
родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить
собеседников к высказываниям. Педагог должен уметь не
Интервью и беседа
только говорить, но и слушать родителей, выражать свою
заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при
проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия,
начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к
непосредственно главным темам.
Цель данной формы вовлечение родителей в воспитательнообразовательный процесс: родителями заносятся пожелания
относительно качества исполнения функциональных
обязанностей специалистами, воспитателями и персоналом,
Информационная корзина
(тетрадь)
находящимся в непосредственном контакте с детьми;
пожелания относительно обеспечения образовательного
процесса, пожелания о получении информации того, или
иного содержания.
Познавательное направление и формы взаимодействия
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. Обогащение родителей
знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и
приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.
Формирование у родителей «воспитательной
компетентности» через расширение круга педагогических
представлений и знаний; привлечение родителей к
конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве
активного участника воспитательно - образовательного
процесса.
Формы проведения консультаций:
Консультирование
- квалифицированное сообщение специалиста с
последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми
приглашенными на консультацию;
- практическое консультирование по обучению родителей
совместным формам деятельности с детьми, носящее
воспитательно-обучающую направленность (пальчиковая
гимнастика, игры с предметами и др).
Данная форма способствует повышению уровня
родительской компетенции, обучению приемам
воспитательно-педагогической работы с ребенком
.Методы работы:
Семинары-практикумы
- демонстрация фрагментов занятий, комментирование
их содержания;
- совместная деятельность с детьми;
- игры-тренинги.
Имеет две части: теоретическую и практическую.
Главной целью собрания является координация действий
Общие родительские
родительской общественности и педагогического коллектива
собрания
по вопросам образования,
воспитания, оздоровления и развития детей
Действенная форма взаимодействия воспитателей с
коллективом родителей, форма организованного
Групповые родительские
ознакомления их с задачами, содержанием
и
собрания
методами
воспитания
детей определенного
возраста в условиях детского сада и семьи
Проводится с целью сплочения родителей и детского
коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские
Семейная гостиная
отношения; помогает по-новому
раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный
контакт между родителями и детьми
Дает возможность познакомить родителей с ДОО, его
традициями, правилами, особенностями образовательной
День открытых дверей
работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию.
Досуговое направление и формы взаимодействия
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и
родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми
Праздники, утренники,
Помогают создать эмоциональный комфорт в группе,
мероприятия (концерты,
сблизить участников педагогического процесса.
соревнования, спортивные
досуги)
Выставки работ родителей и Демонстрируют результаты совместной деятельности
родителей и детей
детей
Наглядно-информационное направление и формы взаимодействия
Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы;
педагогическое просвещение родителей. Наглядно-информационное направление дает
возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить
тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Направлены на ознакомление родителей с дошкольным
учреждением, особенностями его работы, с педагогами,
занимающимися воспитанием детей: информационные
стенды; родительские уголки групп (информация в
родительском уголке:
-режим дня, меню, сведения об учреждении;
Информационно –
-папки-передвижки;
ознакомительные
-стенд с фото «вот как мы живем»;
- консультации для родителей (ответы на вопросы родителей);
- доска достижений и деятельности детей (рисование, лепка);
- библиотека – передвижка (подбор педагогической
литературы по запросу родителей); официальный сайт ДОО;
социальная сеть ВКонтакте.
Информационно просветительские
Направлены на обогащение знаний родителей об
особенностях развития и воспитания детей дошкольного
возраста:
- родительский клуб, мастер – классы, игры -тренинги;
-средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты,
памятки),
- объявления; консультации по различным вопросам;
- применение интернет - ресурсов (официальный сайт ДОО,
социальная сеть ВКонтакте, Одноклассниках, мессенджеры
WhatsApp, электронная почта и др.);
III Организация работы с родителями (законными представителями)
воспитанников 2025 – 2026 учебный год
Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности дошкольного
учреждения с семьями воспитанников, повышение педагогической компетенции родителей по
вопросам воспитания детей.
Содержание деятельности
Сроки
1.Заключение родительских постоянно
договоров.
Ответственный
Оформление материалов
Заведующий ДОУ
Родительские договоры
2.Ознакомление родителей с
документацией ДОУ
1.Анкетирование
«Выявление
образовательных
потребностей родителей»
2.
Общее
собрание
направления
новый год»
сентябрь
родительское октябрь
«Основные
работы на
«День открытых дверей» - апрель
экскурсия по ДОУ;
- участие родителей
образовательной
деятельности
в
Заведующий, зам.зав Справка
по ВМР, воспитатели
групп
Заведующий, зам.зав Протокол собрания
по ВМР
Воспитатели, зам.зав Подготовка
по ВМР
информационных,
методических
материалов
для
проведения
Дня
открытых дверей
- день самоуправления в
ДОУ
Родительские собрания в
группах по актуальным
темам
всестороннего
развития
детей
и
организации
работы
с
детьми в ДОУ.
по плану Воспитатели
воспитате
лей
(каждый
квартал)
Консультационный материал,
анкеты для родителей
5.
Общее
родительское Январь
собрание для родителей,
будущих первоклассников
Заведующий, зам.зав Протокол собрания
по ВМР, воспитатели
подг.группы
6.
Общее
родительское Май
собрание
«Результаты
выполнения ООП ДО ДОУ»
Заведующий, зам.зав Протокол собрания
по ВМР
7. Оформление наглядно - в течение Заведующий,
информационных
года
педагоги ДОУ
материалов в групповых
родительских уголках и на
стендах
МАДОУ,
Оформление
наглядно
информационных материалов
информирование родителей
на сайте МАДОУ
Индивидуальные
беседы в течение Заведующий, зам.зав Разработка консультаций по
родителями;
года
по ВМР, воспитатели запросу
родителей,
консультирование
и
подготовка анкет
анкетирование по текущим
вопросам.
Выставки
детско- в течение Заведующий, зам.зав Оформление
выставочной
родительских
творческих года
по ВМР, воспитатели зоны холле ДОУ и групповых
работ: «Осенние фантазии»;
помещениях
«Как я провел лето»,
«Мастерская Деда Мороза»;
«Мой домашний питомец»
«Мамочка моя» и др.
Помощь
учреждению:
родителей, в течение
Заведующий,
воспитатели
- участие в субботниках, привлечение родителей в
общесадовских
мероприятиях.
Участие
родителей
в
подготовке и проведении
совместных
праздников,
развлечений,
проектов,
акций
План просветительской деятельности с родителями МАДОУ №56 «Лесная сказка»
на 2025-2026 год
Месяц
сентябрь
Название/тема
1. Оформление стендов для родителей:
«Правила в ДОУ».
«Легкая адаптация детей»
Ответственный
Зам.зав по ВМР,
воспитатели ,
педагог психолог,
Папка – передвижка «Роль семьи и детского сада в формировании мед.сестра
здоровья детей»
Совместная с родителями фотовыставка «Вспоминаем о лете!»
Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности
детей старшего дошкольного возраста».
2. Организационное родительское собрание по плану
воспитателей.
3. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».
4. Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы».
5. Консультация «Всё о развитии детской речи».
6. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».
7. Консультация «Всё о детском питании»
октябрь
8.Анкетирование «Определение уровня знаний о здоровом образе
жизни»
9. Консультация для родителей «В детский сад без слёз»: секреты
успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям
дошкольной организации»
1.Консультация для родителей «Нетрадиционная утренняя
Инструктор по фк,
гимнастика как одна из форм сохранения и укрепления
Учитель-логопед ,
здоровья ребенка»
Воспитатели
2.Консультация для родителей «Организация
взаимодействия учителя-логопеда и родителей в
преодолении речевых
нарушений у детей дошкольного возраста»
3.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
4. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».
5. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего
ребёнка?»
Мед. сестра
6. Папка-передвижка для родителей «Какие родители, такие и
дети!».
7.Знакомство с проектом «Закаливание детей старшего возраста
в условиях ДОУ».
8.Консультация «Польза закаливания в детском саду»
ноябрь
декабрь
Конкурсно-игровая программа для детей и родителей
«Папа мама я спортивная семья»
Консультация для родителей «Использование инновационных
форм работы с родителями по формированию у детей старшего
дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на
улицах и дорогах»
Семинар - практикум для родителей «Выявляем и развиваем
интересы и способности ребенка 5-6 лет»
1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
2. Консультация «Одежда детей в группе».
3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям
запомнить правила пожарной безопасности».
4. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не
было беды».
7.Консультация для родителей «Значение режимных моментов
для здоровья ребенка»
8. Круглый стол для родителей «Как заинтересовать ребенка
закаливающими процедурами»
Заведующий,
зам.зав по ВМР,
воспитатели,
Консультация для родителей «Как развивается речь ребенка»
Заведующий,
зам.зав по ВМР,
воспитатели, мед
сестра
Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного
заболевания».
инструктор по фк,
муз. Рук.
декабрь
2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы
доброго доктора».
3. Тестирование родителей. Тема: «Состояние здоровья вашего
ребёнка».
4. Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром».
5. Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа
жизни в семье».
6. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
7. Трудовой десант пошив костюмов для детей к Новому году.
8.Конкурс семейных газет «Здоровый образ жизни нашей семьи».
9. Консультация: «Нужна ли закалка детскому организму?»
Семинар-практикум для родителей «Играя пальчиками –
развиваем речь»
Заведующий, зам.зав
1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
по ВМР, воспитатели,
2. Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к
мед сестра
сотрудничеству».
3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие
познавательную активность дошкольников».
4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям».
5.Консультация «Сезонная одежда для прогулок»
6. Разработать памятку для родителей «Закаливание – первый
шаг на пути к здоровью»
январь
1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
2. Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к
сотрудничеству».
3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие
познавательную активность дошкольников».
4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям».
5.Консультация «Сезонная одежда для прогулок»
6. Разработать памятку для родителей «Закаливание – первый
шаг на пути к здоровью»
февраль
1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».
2. Анкетирование Отцов и дедушек, тема: «Каковы вы
мужчины?».
3. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и
детей».
4. Памятка для родителей «Несколько советов по организации и
проведению детских праздников».
5. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».
6. Поделки родителей и детей «Наши увлечения».
7.Ширма-передвижка «Гуляем в морозную погоду»
8.Памятка для родителей «Симптомы и лечение ОРВИ»
Консультация для родителей детей 2-3 лет «Что такое хорошо,
что такое плохо»
Заведующий,
зам.зав по ВМР,
воспитатели, мед
сестра
Заведующий,
зам.зав по ВМР,
воспитатели, мед
сестра
март
. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без
жалости!».
2. Выставка детских работ «Мы едим, едим, едим».
Заведующий,
зам.зав по ВМР,
воспитатели,
мед сестра
3. Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».
4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на
дороге».
5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические
пособия, игры. Консультация для родителей «Влияние гаджетов на
психологическое благополучие»
Семинар-практикум для родителей «Как развивать словарь
ребенка старшего дошкольного»
апрель
май
Практикум для родителей «Логопедические технологии для
Заведующий,
родителей»
зам.зав по ВМР,
воспитатели, мед
Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
сестра, муз
2. Памятка для родителей «Как измерить талант?».
руководитель
4. Педагогический всеобуч «Музыка и дети».
5. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни».
6.Оформление ширмы-передвижки «Массаж ушей – важная
процедура при простуде, насморке, кашле, аллергии».
7.Консультация «Босохождение – элемент закаливания
организма»
Консультация для родителей «Игры и упражнения для
профилактики нарушений осанки»
Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе
или школьная зрелость. Как понять?»
Заведующий,
Итоговое родительское собрание по теме: «Растём играя» с
зам.зав по
просмотром открытого занятие по математики для родителей
ВМР,
воспитанников.
воспитатели,
мед сестра
2Памятка для родителей «Изобразительная деятельность
дошкольников».
4.Трудовой десант Участие родителей в благоустройстве группы.
5.Акция «За здоровьем - в детский сад!»
6.Встреча с родителями: «Промежуточные итоги работы по
оздоровлению детей за учебный год»
1.Оформление ширмы- передвижки «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»
2.Консультация «Игротека подвижных игр дома».
2.2. Организация работы ДОО с семьями «социального риска»
Цель: формирование комплексной системы психолого-педагогической поддержки семьи,
находящейся в «группе риска» в условиях ДОО, совершенствовать деятельность педагогического
коллектива ДОО по оказанию помощи детям семей, находящихся в социально опасном
положении, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
Методы работы с неблагополучными семьями:
наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей, в детском саду;
анкетирование родителей;
составление актов обследований неблагополучных семей, стоящих на учете.
индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом;
разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитания и развития
детей (эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения,
внутри семейных отношений);
профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании и т.д.
педагогическое сопровождение детей, выявленных из неблагополучных
семей в условиях ДОО.
План работы с семьями «социального риска» 2025 – 2026 учебный год
№
1
Мероприятие
Сбор сведений о составе семьи
(полная, не полная, многодетная и др.)
Выявление неблагополучных семей
Дата проведения
сентябрь
3
Ежедневный осмотр и беседа с детьми
из неблагополучных семей
ежедневно
4
Обновление банка данных о
неблагополучных семьях
1 раз в квартал
5
Консультирование родителей и детей
из неблагополучных семей
в течение года
6
Тренинги для родителей социально
неблагополучных семей
Консультации для родителей
(тематические)
в течение года
8
Разработка и распространение памяток
для родителей, оформление стендовой
информации «Права детей»
в течение года
9
Рейды в неблагополучные семьи
в течение года
10
Ведение картотеки неблагополучных
семей
Сотрудничество с органами опеки,
ОВД
Анализ работы за год
в течение года
2
7
11
12
сентябрь
в течение года
в течение года
в течение года
Ответственный
Воспитатели
Председатель Совета
ДОО по профилактике,
воспитатели
Председатель Совета
ДОО по профилактике,
воспитатели
Председатель Совета
ДОО по профилактике,
воспитатели
Председатель Совета
ДОО по профилактике,
воспитатели
Председатель Совета
ДОО по профилактике
Председатель
Совета ДОО по
профилактике,
воспитатели
Председатель
Совета ДОО по
профилактике,
воспитатели
Председатель
Совета ДОО по
профилактике,
воспитатели
Воспитатели
Заведующий ДОО,
воспитатели
Председатель Совета
13
Разработка и распространение
памяток для родителей,
оформление стендовой
информации «Права детей»
май
ДОО по профилактике,
воспитатели
Председатель Совета
ДОО по профилактике,
воспитатели
2.3. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Кадровые условия:
МАДОУ № 56 «Лесная сказка » укомплектовано педагогическими кадрами: всего педагогов – 23, из
них учитель логопед – 2 человека, воспитателей 17 человек, инструктор по ФИЗО – 1, музыкальный
руководитель – 2, педагог- психолог – 1.
Образовательный ценз:
- имеют высшее образование – 8 педагогов;
- среднее специальное (педагогическое) – 9 педагогов;
Стаж педагогической работы
от 5 до 10 лет- 3 человек;
от 10 до 20 лет- 8 человек;
более 20 лет- 6 человека.
Из 23 педагогов высшую квалификационную категорию имеет 1 человек, I квалификационную
категорию имеют - 14 человек, соответствие занимаемой должности – 2 человека.
Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень. За последние три
года 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации в разных форма повышения
квалификации (конференции, семинары, веберы, курсы повышения квалификации и т.д.) и уровнях
(всероссийский, областной, городской и т.д.).
Информационные условия:
официальный сайт МАДОУ № 56 «Лесная сказка » https://56set.tvoysadik.ru/а
официальная страница МАДОУ № 56 «Лесная сказка» в ВКонтакте https://vk.com/public217116114
позволяет транслировать информацию о реализации Программы.
Материально – техническое обеспечение:
не выдвигает особых требований к реализации Программы, так как предполагает использование в
основном интеллектуального ресурса.
Педагогический коллектив при реализации Программы успешно использует интернет-ресурсы,
имеют свои блоги или сайты, зарегистрированы в профессиональных сообществах, где общаются
с коллегами, имеют возможность обогатить свои знания по работе с родителями воспитанников,
представить и свой собственный опыт.
Аналитическая работа:
Анализ работы по реализации программы осуществляется на основании Приказа Министерства
просвещения РФ №754 от 11.10.2023г. «Об утверждении формы и порядка направления в
Министерство просвещения РФ уведомления о планируемом осуществлении просветительской
деятельности».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей»
Выявление образовательных потребностей, интересов родителей – одна из актуальных
задач, стоящих перед педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.
Цель использования данной анкеты – определить образовательные потребности родителей,
возможные трудности в воспитании ребенка, дефициты в структуре родительской
компетентности, предпочитаемые формы сотрудничества.
Анкета
Уважаемые родители! Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько
вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если такого ответа нет, допишите
его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ваши ФИО
Фамилия, имя ребенка
Возраст ребенка
1.
Что для Вас является главным, наиболее значимым в воспитании ребенка?
Здоровье и физическое развитие.
Развитие нравственных качеств.
Развитие интеллектуальных способностей.
Развитие художественных способностей.
Развитие речи и навыков общения у ребенка.
Раннее обучение ребенка письму, чтению.
Другое
2.
С какими специалистами ДОО Вы бы хотели встретиться на групповых
мероприятиях?
Какой вид помощи Вы бы хотели получить от педагогов и специалистов детского
сада? Педагог-психолог.
Учитель-логопед.
Музыкальный руководитель. Инструктор по физической культуре. Медицинский
работник.
Старший воспитатель.
3.
Информационная поддержка (об особенностях развития ребенка, услуги ДОО,
возможность получения помощи ребенку с ОВЗ и др.).
Диагностика развития ребенка. Консультация по проблеме.
Психологическая поддержка.
Другое
4.
Какие формы сотрудничества с педагогами ДОО Вы предпочитаете?
Родительские собрания, лекции, групповые дискуссии, тематические
консультации, дни открытых дверей.
Индивидуальные беседы и консультации. Информационные буклеты, газеты,
книги.
Мастер-классы, семинары-практикумы, творческие мастерские. Родительские
клубы, гостиные (литературные музыкальные игровые и др.). Выставки творческих работ,
семейных коллекций и т.п.
Маршрут выходного дня (совместное посещение библиотеки, музеев, выставок,
городских мероприятий и пр.).
Дистанционные формы, в том числе с использованием сети Интернет
(электронная почта, группа «ВКонтакте», и др.).
Другие
5.
Какую информацию Вы бы хотели получать от педагогов?
О целях и задачах воспитания на различных этапах развития ребенка.
Об образовательных программах для детей дошкольного возраста. О современных
методах развития ребенка.
Об эффективных методах и приемах воспитания детей. О дополнительных
услугах ДОО.
О питании детей.
О психофизических особенностях ребенка. Об успехах ребенка.
Об организации жизни ребенка в семье.
Об организации досуга, семейных праздников.
Другое
6.
В каком виде деятельности Вы могли бы принять участие в организации
педагогического процесса в детском саду?
Участие в родительском комитете.
Помощь воспитателю в организации экскурсий и походов.
Помощь педагогам в оформлении участка, групповых помещений, музыкального
зала.
Организация совместных занятий с детьми по определенным видам деятельности
(мастер-класс, чтение художественной литературы, театрализация, рассказ о профессии и т.п.).
Другое
7.
Что, по Вашему мнению, нужно сделать для улучшения организации воспитания
детей в нашем детском саду?
Приложение 2
Анкета по оценке уровня удовлетворенности качеством образования, предоставляемого
дошкольным образовательным учреждением
Цель: изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания
образовательных услуг и удовлетворенности работой ДОО.
Уважаемый респондент!
Вы принимаете участие в социологическом опросе по оценке уровня удовлетворенности
качеством образования, предоставляемого образовательным учреждением.
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и выберите варианты ответов, которые Вам
подходят. Обведите букву подходящих вариантов ответов или поставьте галочку рядом.
Удовлетворяет ли Вас?
1. Уровень оказания образовательных услуг:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
2. Профессионализм педагогических кадров ДОО:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
3. Состояние и оснащение игровых, спальных, специализированных помещений
(физкультурный, музыкальный залы, кабинет педагога- психолога, учителя- логопеда и т.п.),
игрового и спортивного оборудования на территории ДОО:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
4. Качество дополнительных образовательных услуг для воспитанников (кружки, секции,
студии):
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
5. Безопасность пребывания воспитанников в ДОО: совершенно не удовлетворен
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
6. Качество питания:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
7. Степень осведомленности родителей о деятельности ДОО посредством информационнокоммуникационных технологий (сайт, Интернет):
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
8. Уровень оказания услуг по присмотру и уходу:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
9. Сталкивались ли Вы с фактами незаконного сбора денежных средств с родителей
воспитанников (законных представителей)
Да
Нет
10. Если, да, то на какие цели
11. Группа, которую посещает Ваш ребенок.
Вы можете добавить комментарии и предложения по работе детского сада.
Благодарим за участие!
Приложение 3
Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок для родителей воспитанников
раннего и дошкольного возраста
Группа раннего возраста (2-3 года)
1. Воспитание самостоятельности у детей второго-третьего года жизни.
2. Какие игры можно организовать с ребенком дома?
3. Как научить ребенка вступать в контакт со взрослыми и детьми?
4. Какие требования можно и нужно предъявлять к ребенку?
5. Пути формирования здоровья малыша.
6. Приобщение ребенка к искусству - с чего начинать?
7. Особенности нервной системы малышей и их учет в процессе воспитания.
8. Как бороться с капризами?
9. Особенности речевого развития детей третьего года жизни.
10. Кризис 3 лет: стратегия и тактика взаимодействия с ребенком.
Группа младшего возраста (3-4 года)
1. Как провести выходной день с маленьким ребенком?
2. Праздники в семье.
3. Домашние питомцы и ребенок.
4. Какие игрушки нужно покупать ребенку?
5. Упрямство - это формирующаяся воля?
6. Имеют ли родители право на гнев?
7. Телефон - друг или враг?
8. Если ребенок плохо ест.
9. Способы реагирования на негативные поступки детей.
10. Роль папы в воспитании ребенка.
Средняя группа (4-5 лет)
1. Формирование навыка самообслуживания детей 4-5 лет.
2. Способы развития у детей любознательности.
3. Особенности развития речи 4-летних детей.
4. Значение и приемы развития мелкой моторики рук.
5. Гигиена зрения.
6. Речевой этикет в жизни семьи.
7. Правила предъявления требований к ребенку.
8. Страхи в жизни ребенка.
9. Темперамент и поведение.
10. Фантазия и ложь: где граница?
11. Речевые игры с дошкольниками.
Старшая группа (5-6 лет)
1. Экспериментирование как способ исследования окружающего.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Формирование экологического сознания ребенка.
4. Развитие воображения ребенка 5-6 лет.
5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего
дошкольника.
6. Как приобщить ребенка к труду?
7. Патриотическое воспитание ребенка.
8. Ребенок и книга.
9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.
10. Произвольность ребенка и способы ее развития.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
1. Способы организации домашнего театра.
2. Формирование правильной осанки у ребенка.
3. Как развивать творческое воображение у ребенка?
4. Слагаемые готовности к обучению в школе.
5. Нравственные нормы в жизни ребенка.
6. Кризис 7 лет: признаки и тактика поведения родителей.
7. Игра как средство подготовки к школе.
8. Место музыки в жизни ребенка.
9. Воспитание усидчивости у детей.
10. Воспитание ответственности у старших дошкольников.
Приложение 4
Литература для родителей детей раннего и дошкольного возраста
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб: Речь,2006.
– 224 с.
Баканова Е.С. Современные родители. Как мы на самом деле учим и воспитываем детей. –
М.: Редкая птица, 2018. – 136 с.
Баркан А. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям. – М.: АСТ,Астрель,
2010. – 286 с.
Быкова А.А. Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы». – М.: Бомбора,
2018. – 70 с.
Василькина Ю.К. Что делать, если ребенок не хочет в детский сад. – М.: Эксмо-Пресс,2013.
– 80 с.
Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е.О. Смирнова,
Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.:
АРКТИ, 2004. – 160 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. – 214с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Чудеса активного слушания. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 192 с.
Гончарук Е.В. Как предотвращать капризы и справляться с истериками. Практическое
руководство для родителей. – М.: КТК Галактика, 2020. – 170 с.
Кузьмина М.В. Юридический справочник для родителей. – М.: АСТ, 2016. – 120 с. Млодик
И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или, как воспитывать, но не калечить. –М.: Генезис,
2017. – 160 с.
Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2017.
– 360 с. Петрановская Л.В. Что делать, если... – М.: Издательство АСТ, 2020. – 288 с.Филоненко
Е.Н. Большая книга родителей будущих первоклассников. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 220
с.
Приложение 5.
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей.
https://www.ya-roditel.ru/ – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех,
кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родите лей,
полезные подборки (информация о службах психологической помощи, познавательные блоги и
передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- сирот, финансовая грамотность
семьи, видео-уроки).
https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с
целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных структур,
участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей с детьми,
материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.
https://ruroditel.ru/ – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан
Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ).
Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики,
психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях,
угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы
для родителей.
https://растимдетей.рф/ – Навигатор для современных родителей. Федеральный
портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках
реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную
информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до
подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих
детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях
развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с
ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенка и семьи).