Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями) МАДОУ № 56
к Адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования (АООП ДО) детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная
основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного
возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее –
Программа) отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей
раннего и дошкольного возраста, основывающееся на психолого-педагогических и
медико-социальных закономерностях развития детства. При этом детство
рассматривается как уникальный и неповторимый этап жизни ребенка, в котором
закладываются основы для его личностного становления, развития способностей и
возможностей, воспитания автономии, самостоятельности и дальнейшей социализации.
Данная
Программа соответствует требованиям Стандарта, адресована всем участникам
образовательных отношений, участвующим в обучении и воспитании детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и охватывает все
основные образовательные области в семи возрастных периодах (от 1.6 лет до 7/8 лет).
В Программе
учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
социальной ситуацией развития и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования. Специфической
особенностью Программы является коррекционная направленность
воспитательно-образовательной работы. В рамках возрастного, деятельностного и
дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличительной
особенностью данной Программы является выделение специфических
коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию
индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в
процессе занятий с профильными специалистами, а также на формирование
эффективных детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей
развития ребенка.
Задачи
обучения ориентированы на онтогенетические закономерности и возрастные
особенности нормативного детства. При этом на каждом этапе обучения учитываются
индивидуальные возможности обучения ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), чье развитие протекает в условиях «смещенного
сенситива».
Цель программы – разностороннее развитие личности
ребенка с нарушениями
интеллекта с учетом степени интеллектуального нарушения, а
также с ориентиром на его особые образовательные потребности с целью его
дальнейшей социализации и адаптации в среде сверстников.
Основными задачами коррекционно- педагогической
работы являются:
− охрана жизни и
укрепление физического и психического здоровья детей с умственной отсталостью, их
эмоционального благополучия;
− обеспечение
коррекции нарушения развития у детей с умственной отсталостью;
− оказание детям квалифицированной помощи в освоении
адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
− создание условий
для всестороннего развития ребенка умственной отсталостью в целях обогащения
его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с умственной
отсталостью;
−формирование способов усвоения дошкольником с нарушением
интеллекта опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающее
действительности;
− формирование у детей с умственной отсталостью знаний и
обобщенных представлений об окружающей действительности;
− развитие познавательной активности, всех видов детской
деятельности, характерных для каждого возрастного периода;
− подготовка детей к школьному обучению.